Статьи

Размышления о покаянии

  Размышления о покаянии

Дорогой читатель если ты держишь в руках эту газету, то наверняка ты человек верующий, воцерковлённый, регулярно бывающий на службе. Или возможно, ты ещё только на пути к храму и издание сие принёс тебе добрый товарищ, приглашая тебя войти в Ковчег спасения. Не смотря на то, находишь ли ты себя внутри церковной ограды стоящим, или вовне её, скорее всего размышлял уже о бытии своём и слышал призыв Божий «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). 

     Есть разные люди, думая о покаянии, одни стараются исповедоваться часто, другие по великим праздникам, третьи раз в году. В сознании практически у каждого прихожанина, как бы усерден он не был, возникает примерно такая формула:- покаяние = исповедь, исповедь = покаяние. А неплохо было бы подумать! «… Душа не больше ли пищи, и тело- одежды?» (Мф. 6:25) 

      Бывает ли покаяние без исповеди, а исповедь без покаяния? Ведь покаяние - это не только Таинство, но и одна из важнейших сторон духовной жизни. Давайте попробуем разобраться. Сначала дадим определение. 

      Покаяние есть таинство, в котором христианин при раскаянии в своих грехах и исповедании их перед священником получает через него от Бога прощение и разрешение Грехов. Тут мы видим, что для совершения Таинства необходимы два условия. С одной стороны раскаяние и исповедь, с ругой прощение и разрешение грехов священнослужителем, которому дана власть от Бога прощать и решить грехи. Что же есть грех? Грех есть беззаконие, определяет апостол Иоанн Богослов (1Ин. 3, 4,), т.е. нарушение воли Божией. Это нужно правильно понимать. Нарушить волю Божию – это не начальника на работе ослушаться, ни командира куда отослать. Воля Божия не какая-то директива, или приказ, формально принуждающий нас к чему-либо. Воля Божия есть всесозидательное действие Бога, на ней держится мир и всё бытие. Мы знаем из Священного Писания, что воля Божия – не какая-то равнодушная всемогущая сила, но – Благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Если мы нашими делами, мыслями и чувствами соответствуем воле Божией, любим её, ищем её, творим её, - мы тем самым приобщаемся изначальной гармонии мироустройства, благу, добру, совершенству. Прибываем в богоустановленном чине и порядке соответствуем Богу и Божественной жизни. Приобретаем мир, спокойствие совести, внутреннее (а не редко и внешнее) благополучие, блаженство и бессмертие. Если же мы волю божию нарушаем, то тем самым мы идём против Божьего порядка мироустройства. Тем самым разрушаем, портим и извращаем самих себя и мир вокруг. И это не какие-то мысленные завихрения: это объективное положение вещей. 

     Апостол Иаков пишет: сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15.) Поэтому грех разрушает нас, извращает, порабощает, сковывая наш ум и волю. В церковной традиции принято разделять грехи на большие и малые, смертные и не очень. Зачастую прихожане на исповеди обращают больше внимания на грехи явные, грубые, лежащие на поверхности, а всякую мелочь, с их точки зрения, совсем не замечают, считая мелкие проступки чем-то маловажным. Мне же импонирует мнение одного мудрого старца, что самый большой грех есть тот, которого ты мог не совершать, но совершил. Когда страсть обуревает человека, полностью порабощая его, он сначала совершает грех, а потом (если совесть ещё жива) думает. Алкоголик не может не пить, клептоман воровать, гневливый ругаться. Они все связаны грехом. А если есть ещё возможность остановиться подумать, а подумав, всё же склониться ко греху. Тогда беда! «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16, 10.) 

     Что же делать? Человек немощен. Выбраться из греховного рабства своими силами не может. Поэтому и нуждается в прикосновении Спасительной Божией благодати, и если решается пойти в церковь на исповедь то Господь радуется, спешит навстречу ему: «так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15, 7.) Греческое слово «метанойя», которое стоит во всех текстах Нового Завета о покаянии, означает буквально «передумать», а смысл этого понятия – изменение сознания. Это изменение образа мыслей, приводящее к изменению поведения, причём именно религиозное обращение от греха и лжи к Богу, от беззакония к добру и истине. Выздоровление души начинается тогда когда человек осознаёт и чувствует свою недостаточность без Бога, падшесть, опасность от греховного состояния, пленения себя грехом «болезни» им, то что святитель Феофан Затворник называл «крайней бедой без Бога», и вместе с тем нежелание больше жить по-старому, нужду во Враче, жажду исцеления души. 

     Соединившись со Христом в Таинствах мы получаем от Него благодатные дары, и теперь главная задача сохранить, возрастить и приумножить эти дары. Для этого нужно совершать определённый душевный труд, сознательное нравственное усилие над собой. «Царство Небесное силою берётся (нудится), и употребляющие усилие восхищают (приобретают) его (Мф. 11, 12). Путь же духовного делания не совсем прост. Современный человек стяжал многие греховные привычки и навыки, которые чуть ли не срослись с его природой. 

    Сегодня устроение внешней жизни совершенно нехристианское, противное благочестию, да и бес рядом вместе со своими соблазнами, искушениями, возбуждениями страстей. И всё же отчаиваться не стоит, долгий путь всегда начинается с первого шага. Если я хочу, чтобы в квартире было чисто, я должен часто убираться: каждый день хоть понемногу, а раз в неделю устраивать генеральную уборку. Также и с душой: чистота души требует постоянного труда. Представим себе темную грязную комнату, в которой мусора настолько много, что в комнату не попадает ни одного луча солнца. Что видит хозяин комнаты, если электричества в этой комнате нет? Ничего! Грязи много, но ничего не видно. Человек ощущает эту грязь, но не видит ее. Чтобы избавиться от грязи, он начинает убираться в комнате. Первое, что ему надо сделать, – это почистить окно своей комнаты. Первый луч солнца попадает в комнату. Что видит в полумраке хозяин? Сначала он видит только большие предметы: шкаф, который стоит криво, стол, который перевернут, стулья, которые разбросаны. Хозяин ставит все это на место. В комнате стало уже больше порядка и, следовательно, светлее. 

    Теперь можно разглядеть более мелкие предметы: вот книги разбросаны, газеты раскиданы. Человек убирает и это. Вновь становится светлее... И так шаг за шагом, с каждым разом все светлее и чище. Когда уборка закончена, все блестит, все сверкает, любая пыль видна, ее хочется вытереть, любая вещь, находящаяся не на своем месте, заметна, и ее хочется убрать. Нечто подобное происходит с человеком во время исповеди. Человек впервые пришел на исповедь. Как правило, он не может назвать сразу все свои грехи, а только два-три греха, но такие, о которых совесть не дает ему забыть. В душе становится чище и, следовательно, светлее. Через некоторое время человек начинает видеть то, что никогда раньше не видел в себе. Он вновь исповедуется и пытается избавиться от этого греха, и в душе становится еще светлее. Когда человек постоянно исповедуется, то душа его подобна чисто убранной комнате, где видна любая пылинка. Если человек научился видеть самые мелкие грехи, он вряд ли дойдет до грехов тяжелых. 

     На самом деле мелкие грехи вовсе не мелкие, это просто первые шаги к более тяжким грехам. Если совершать малые грехи, то можно легко дойти до более серьезных. Тот же, кто не делает первого шага, никогда не приблизится к ним. Очень часто человек, который никогда не исповедовался и у которого на совести множество грехов, бьет себя в грудь и говорит: «У меня нет грехов, я не грабил, не насиловал, не убивал. Что вы ко мне пристаете с вашей исповедью?» А человек, который часто исповедуется, постоянно видит свои грехи и кается в них, хотя у него грехов в десятки раз меньше. Таким образом, человек, совершавший только «мелкие» грехи, ничем не лучше, совершившего большой грех. Действительно, что тяжелее: один большой камень или мешок песка? И то, и другое одинаково гнет человека к земле. Также и с грехами. Множество «мелких» грехов также тянет душу вниз, как и один большой. А человеку, совершившему большой грех, легче покаяться, поскольку он видит, где согрешил, и знает, в чем ему каяться пред Богом. 

     Но вот мы «созрели», чтобы пойти в храм на исповедь. Сразу перед нами встают вопросы: в чём, когда и как часто нам исповедоваться? Общее правило здесь такое: надо исповедоваться тогда, когда есть потребность, и исповедовать то, в чём укоряет совесть, будь то дело, слово, мысль или сердечное расположение. Исповедоваться всегда нужно полно и не чего не утаивая. Откладывать исповедь так же не стоит. «Елижды аще падеши востани и спасешися.» Простой пример из жизни: Если вы упадёте, приэтом разодрав штаны и сильно разбив колено, будите ли вы тянуть с принятием экстренных мер, ведь рану необходимо промыть и обработать. Возможно понадобиться наложить шов. Брюки постирать и заштопать. Не будет ли безумием откладывать принятие срочных мер на неопределённое время. Рана может загноиться, а запущенная рана может привести к зараженью крови. Нормальный человек не откладывает на потом дело, которое нужно сделать непременно как можно быстрей. Зачем же тогда тянуть с исповедью. Грех может забыться. А если долго не обращать внимание на какие-то свои проступки может произойти привыканье к ним и они перерастут в страсть. 

      Ещё один пример: Если после обильной трапезы грязную посуду начать мыть сразу, то можно обойтись простой водой. Если отложить мытьё посуды на день, понадобится горячая вода и моющее средство. Посуда оставленная на долгое время потребует дизинфекции, потому что на ней заведётся плесень и букашки. Вопрос, зачем же тянуть с уборкой? На исповеди не нужно смущаться и стыдиться ложным стыдом «что обо мне подумает батюшка». Для батюшки грехи это не новость, всё всегда одно и тоже, и выслушано сотни раз. Священнику всегда радостно, когда человек искренне кается в своих грехах. Он проникается к искренне кающемуся христианину любовью и большим уважением. А когда слышит на исповеди оправдания или пустую болтовню, сердце батюшки наполняется тяжкой скорбью. 

     Люди приходящие просто жаловаться, на семью, на болезни, на всё и на всех, а себя, считающие вовсём правыми, удручают. Особенно если так себя ведут давние прихожане, часто заходящие в храм. 


       Дорогой читатель!  Прошу прощения и ваших Святых молитв за моё недостоинство.

                                                                                                                       священник Андрей.


Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse