Статьи

Размышления о Церкви


   Размышления о Церкви.

      Редко хожу в церковь - такие слова практически всегда на каждой исповеди слышит священник. Милая, а что в неё ходить в Церковь то в Ней жить нужно - Широкие глаза Недоумение. Или ещё, встретится какой-то человек, узнает, что ты священник и начнёт рассуждать примерно так:- А что это там у вас в Церкви….. Тогда спрашиваешь - Прости, а ты Крещенныйотвечает – да, тогда почему у вас, а не у нас. Или думаешь, что Церковь только из одних попов состоит? Непонятно.

       Действительно кто-то из мудрых современных богословов заметил, что Православие у нас религия неизвестная, а Церковь вообще Terraincognita – земля неведомая. Что же такое Церковь, как в Неё войти, как в Ней пребыть и для чего это нужно?Даже у прихожан, регулярно посещающих храм и службу, встречается непонимание этого вопроса, а о людях внешних, и говорить сложно.

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, тем более повод есть, Пятидесятницу празднуем - День Святыя Троицы, день рождения Церковный.


Церковь.

    Что есть Церковь? задаёт вопрос Филарет митрополит Московский, и сам на него отвечает: - Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православной верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Вот и усердный прихожанин вслед за митрополитом вам ответит:- Церковь это собрание верующих. Неужели всё так просто? Собрались два человека, скучно, мол, верить одному, а вместе веселее: «Веришь в Бога?» – «Верю». – «И я верю, давай верить вместе». – «Давай». – «Ну вот, мы уже Церковь!» А, Церковь ли это или просто клуб по православным интересам, куда можно придти посудачить про жизнь, обсудить последние новости, походить со свечками туда-сюда, рассматривая всё ли тут так как надо, при этом расталкивая молящихся и громко болтая.

    Наверное, все-таки Церковь – это нечто совсем иное. Ее можно уподобить живому организму. Посмотри на человеческий организм. Он состоит из отдельных клеточек, каждая клетка живет не сама по себе. Хотя в природе есть, конечно, клетки, которые умеют жить сами по себе, амебы например, которые сжимаются, разжимаются, куда-то ползают, что-то кушают. Клетки в организме живут совсем другой жизнью. Каждая клетка выполняет свою задачу, и организм дает клеточке все необходимое для жизни. До каждой клеточки через кровеносные сосуды доставляются питательные вещества, доходят нервы, которые управляют всем телом, душа пронизывает все тело.

Так же и Церковь. Каждый христианин – это живая клеточка живого организма. До которого доходит кровеносный сосудик, духовно питающий его. Глава Церкви Христос, Святой Дух пронизывает всю Церковь и управляет ею. Если мы со Христом – в нас есть жизнь и дух, и эта жизнь Царствие Божие внутри нас. Если приходя в церковь, мы не идём ко Христу, а только ищем «своя си», то благополучно шествуем во тьму кромешную, а там, как понимаете, плач и скрежет зубом. И Спаситель нужен только тому, кто ищет Спасения, ищущему же только благ житейских нужен «волшебник в голубом вертолёте» который за него всё сделает и всё решит.

Вхождение в церковь и пребывание в ней.

Аще кто не родится водою и Духом, не может войти во Царствие Божие. (Ин.3, 5).


    Когда люди приходят в храм окрестить детишек, или покрестится самим, священник обычно спрашивает «А зачем Вам это нужно?» и получает на простой вопрос массу маловразумительных ответов, например таких:

-Чтобы быть крещённым.

Священник: Ну и зачем. У нас в городе скорей всего большинство жителей крещены а, что в их жизни поменялось, и на Богослужениях их что-то не видать. Всё только спрашивают можно по праздникам работать или нет, а сами по дачам-огородам сидят да на рыбалку ходят.

- Чтобы не болеть.

Священник: А что православные не болеют? Преподобный Амвросий Оптинский, будучи, в общем, то инвалидом, замечал, что хорошо быть хотя бы немножечко больным.

- Мы русские и бабушки и дедушки наши были крещённые, и мы тоже должны крестится.

Священник: Замечательно! А если ты татарин, бурят, еврей или эвенк какой с эскимосом, тогда что? Иудаизм, ислам, буддизм или же вокруг костра с бубном скакать пойдёшь? К тому жесейчас опять появляются разные деятелиутверждающие, что славянская вера это вообще язычество и резво бегут кланяться синему булыжнику, попутно оскверняя всё на своём пути. Загляни в наши святцы, кого там только нет, из разного народа из любых кровей все в Церкви спасаются!

-Чтобы Господь дал веру.
Священник: Нет, вера требуется еще задолго до Крещения, и без веры Крещение невозможно. Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры осужден будет (Мк. 16, 16).
- Чтобы был Ангел-Хранитель и не сглазил ни кто, порчу не навёл.
Священник: Да, но что пользы в Ангеле-Хранителе, который не может подойти к человеку из-за того, что человек весь окружен бесовским силами? Куда тебя дальше портить, если ты и так весь испорченный!
- Чтобы можно было молиться.
Священник: Но молиться можно и некрещеному. До сих пор на службе мы восклицаем: «Оглашении изыдите, елици оглашении изидите…». Это значит, что некрещеные могут приходить в храм на службу и молиться вплоть до этого возгласа а, затем выйдя из храма продолжать молиться вне его. Для того чтобы молиться, даже в храме, вовсе не обязательно быть крещеным. Приходи, становись да молись.
- Господь больше слышит и заботится о крещеных.

Священник: И тут всё не совсем так. На самом деле, Бог любит и слышит всех, но заботится больше о некрещеных! Господь Сам рассказал притчу. У пастуха было сто овец, одна из них заблудилась в горах. Что делает пастух? Он бросает стадо и ищет ту самую сотую. Так же и Господь. Вот Он смотрит: в храме стоит 99 православных христиан. «Пусть стоят, они и так Мои. А вот в канаве пьяный валяется весь в грязи. Как бы его отвратить от пути погибели?» Так что Господь имеет попечение более о неверующих, просто о них заботиться трудно, поскольку они сами отбиваются от этой заботы.


И только один из многих приходящих, а в моей почти двадцатилетней священнической практике было именно так, придет и скажет: - Батюшка, хочу исправится, исцелиться от греха, заново родиться для новой жизни. ( Кстати этот Раб Божий теперь принял священный сан и служит в городе Орёл)
Да, действительно, Крещение часто называется вторым рождением, рождением в жизнь вечную. Церковь говорит о том, что мы находимся в таком духовном состоянии, что нас уже невозможно как-нибудь постепенно исправить, или исцелить, нам необходимо именно заново родиться. Приведу следующий образ. Представим, что мы разбили стеклянную вазу. Как мы можем вернуть ее в прежнее состояние? Может быть, склеить? Но даже если взять самый лучший клей, очень тонкий, очень прозрачный, все равно ваза от этого не станет целой. Вернуть прежнее состояние можно, только расплавив все осколки и заново вазу изготовив. В Святом крещении человек умирает для греха и восстаёт для жизни Будущего Века.

Подводя итоги бесед с людьми желающими креститься, отвечающими на вопрос для чего они идут в церковь, приходится констатировать факт, что однижелают, чтобы церковь решила все их проблемы внутренние и внешние. Можно назвать эту мотивацию бытовой и, хотя она по существу бесплодна, но весьма активно поддерживается храмовыми старожилами и даже священниками. Заходя в храм, человек внешний всегда спрашивает, куда и кому поставить свечку какой заказать молебен и получает весьма традиционный ответ: - от головной боли - Предтече, от зубной - Антипе, денег маловато - Николе, запил кто – Вонифатию, или в Серпухов поезжайте. Вот поставит человек килограмма два свечей, по святыням поездит, на отчитку попадет, а ничего в его жизни не меняется. Вывод - обманули алчные церковники! Он ведь надеялся, что исполнив некий ритуал, обязательно получит просимое. Он думал, что Бог и все святые Его, вот так вот, раз и все желания его исполнят. Такое миропонимание называется магизмом и часто встречается даже у людей вроде бы церковных, а по сути, это банальное язычество под христианской личиной.

    Церковь не решает обыденных житейских проблем, она не для этого создана, церковь не от мира сего, но прибывая в мире, призывает к другим, надмирным горним селениям, призывает собирать сокровища на небесах где нет тления, где воры не подкапывают и не крадут. Проблемы же житейские человек должен решать сам,надеясь на Божию помощь и трудясь « в поте лица своего». А не решаемые проблемы потому и не решаются, что в плоскости житейской и обыденной решены быть не могут.

Церковь вводит человека в реальность Жизни с Богом, в реальность Царства Христова, выводит его из суеты мира сего и проблемы теряют значение проблем, становятся благим и желанным полем, исполнения заповедей Христа, на котором вырастают прекраснейшие благодатные плоды. Теми неизбежными скорбями, которыми надлежит войтивсем нам в Царствие Небесное. Игом, которое во Христе благое и бремя, которое во Христе лёгкое.

Другую мотивацию, человека входящего в церковь, можно назватьнационально-патриотической, возвращающей к вере отцов. Она, в общем, то имеет свое веское основание. Потому что в современном глобализирующемся мире, который становится всё менее человечным. В условиях повсеместного упадка нравственности, крушении традиционных жизненных устоев, человеку необходимо нечто прочное, на что бы он мог опереться, чтобы сохранить свои корни. Люди любящие свою историю, гордящиеся ею, болезненно переживают период ломки духовных устоев. Они собираются в патриотические сообщества, организуют политические партии, группы и даже псевдовоенные формирования. Желая блага и процветания своему отечеству и народу, патриоты непременно обращаются к Церкви, справедливо видя в ней традиционно здравый консерватизм и огромную историческую роль в строительстве государства и нации.

    Но придя в церковь по таким побуждениям, столкнувшись в ней с собственно церковной жизнью, и церковными болезнями, не имея подлинно религиозной мотивации, ища, прежде всего, благ земных, разочаровываются и отходят. А если остаются то развивают бурную деятельность, проповедуя и отстаиваявещи, может быть и важные но всё же периферийные, не религиозные, по сути. Создают обстановку крайней нетерпимости к мыслящим не так как они. Начинают обвинять всех и вся и особенно церковь в бездействии. Не могут понять, что церковь Царство не от мира сего и по природе своей Вселенская, а не только национальная, и обращается, прежде всего, к личности, а потом из этих личностей складывается Народ Божий, который не всегда тождествененс нацией.

Возможно, кто то возразит и скажет, что Церковь всегда благословляла патриотизм. Да благословляла, благословляет и будет благословлять, но только под непременным и обязательным условием, что любовь к отечеству и служение ему будет деятельным осуществлением заповедей Божиих, а не кичливыми, гордыми словами и превозношением над другими.

Вспомните слова Спасителя: Иже любит отца, или матерь паче мене, несть мене достоин: и иже любит сына, или дщерь паче мене, несть мене достоин (Мф. 10, 37).До того как менять мир вокруг себя необходимо измениться самому. Преподобный Серафим Саровский заповедал нам « Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть необходимо личное внутреннее благочестие для благоприятного влияния на внешнюю среду. Грязной тряпкой пол не вымоешь! Её тряпку нужно сначала прополоскать! Да и вообще упорно заниматься переустройством мира дело малоуспешное ведь «…мир весь во зле лежит (1 Иоан. 5, 19), и если бывозможно было устроить спасение человеческое политическим путём, то не имела бы нужды Жертва Христова.


Мотивация третья Религиозная самая надёжная, верная и спасительная. Человек осознав падшесть и ущербность своего бытия, болезненность души, повреждённость сознания, ищет выхода из этого состояния. Не имея собственных сил, справится с этим он приходит к Богу стремясь, воссоединится с Ним. Само же понятие Религия очень многообразно ивместе с тем точно. Цицерон выводил его из слова - religere – вновь собирать, снова обсуждать, благоговеть. Лактаций рассматривал глагол - religare- и находил в нём значение – связывать, привязывать. Еще, кто то для объяснения брал слово - relegere – возвращаться, обдумывать, боятся. К нам же ближе толкование блаженного Августина – religare – воссоединение, возобновление, когда то утерянного союза с Богом. Вот что значит Религия!

    Только уверовав, а «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1)», и имея религиозное побуждение, приняв Святое Крещение, человек действительно входит в Церковь начинает подвизаться в доброделании, посте и молитве. Регулярно бывает на Богослужении, искренне кается в грехах приобщается Святых Христовых Таин . Ищет «…прежде царствия небесного и правды его(Мф.6, 33)».А если нет - то нет! И плодов от крещения тоже нет, а Господьот нас плодов ждёт.

Если после Крещения человек дома не молится, в храм не ходит, не исповедуется и не причащается в течение месяца, полугода, наконец, года по слову Златоуста сам себя от Церкви отлучает.Не живущий церковной жизнью человек - разбазаривает благодать крещения. « Кто не собирает со мной, тот расточает (Мф. 12, 30).

«Как же так, говорит человек, вот у меня свидетельство о Крещении имеется: печать, подпись. Я, что же, по-вашему, не крещен?!» С одной стороны, человек крещен, а с другой?Крещение можно сравнить с тем, как в землю бросаются семена. В душу бросается семя новой жизни. Семя брошено, да человек не трудится, чтобы возделывать его, и оно лежит в душе, не давая ростков. Есть результат того, что брошено семя? И да, и нет.

Еще Крещение можно сравнить с приготовлением теста: бросается закваска в муку, и тесто постепенно подходит. А если бросить закваску в какой-нибудь капсуле? Вроде и есть закваска в тесте, да ничего с тестом не происходит.

Берем двух деток. Один не крещен, а другой крещен, но в храм не ходит. Так вот, «автоматически», только за то, что второй ребенок крещеный, он никакой дополнительной благодати не получает. Господь его любит, но так же, как и первого. Ибо Господь любит всех людей – и крещеных, и не крещеных.

Возьмите палец, туго перетяните его ниткой. Пройдет тридцать-сорок минут, и начнется отмирание тканей. Клетка живет только тем, что соединена воедино с организмом. Прервите эту связь, и клетки будут умирать. Если прерывается общение с Церковью, то духовная жизнь, данная в Крещении, будет угасать.

Можно привести другой образ. Мы идем к Богу. Подходим к двери, за которой начинается дорога к Богу. Человек открывает дверь и стоит на месте. Стал он ближе к Богу? Нет. Дверь открылась для того, чтобы пойти по открывающейся взору дороге, а он не идёт. Да и если говорить о путях духовных, то практика показывает, что статического положения на них не бывает. Есть узкий и тесный путь восхождения вперед к Богу или широкий и пространный от Него вспять в погибель.

Перед крещением оглашаемый, вступающий в церковь человек, даёт обеты – клятвенные обещания Богу. Можно сказать, что на «пороге церковном», он принимает присягу, вступая в борьбу с сатаной и со всеми делами его, и со всеми аггелами его, и всем служением ему, и всей гордыней его при этом плюя на козни его и сдувая от себя, как пыль, его «немощные дерзости»! Обещает всей душой соединится со Христом, а потом выходит из храма и забывает про всё то, что обещал. Предаёт, дезертирует с поля боя, сдаётся в плен врагу.

Крещение совершается для того, чтобы идти путем новой, церковной жизни. Нечего бить себя в грудь, что ты был крещен, если сделал к Богу только один шаг да на нём и остановился. Как был далек от Бога, так и остался.

Еще мы удаляемся от Церкви, когда впадаем в грех, грешим и не каемся. Иногда грех так прилепляется к человеку, что перерастает в страсть. Славянское слово страсть переводится на русский язык, как сильное желание чего-либо запретного, страдание, мука. Страсть мучит человека, ранит его, жжет огнём из нутрии, помрачает разум. Только после искреннего раскаяния и Церковной исповеди Господь врачует раны страждущего, принимает к общению. После исповеди священник читает молитву над кающимся «Господи Боже спасения рабов Твоих, милостивее и щедрее и долготерпеливе, кайся о наших злобах, не хотяй смерти грешника: но еже обратитися и живу бытии ему: сам и ныне умилостивися о рабе Твоем …… и подаждь ему образ покояния, прощение грехов и отпущение: приими и соедини его святей твоей церкви, о Христе Иисусе Господе нашем,с нимже тебе подобает держава и великолепие, ныне и присно, и во веки веков, аминь!»

Только покаяние по-гречески - metanoia – перемена ума, переосмысление, перемена жизни, выводит человека от прозябания в кромешной тьме к Божественному свету.

    Подлинная Христианская жизнь начинается с того момента, когда человек осознаёт другие дары, приобщается Небесной реальности. И не только осознаёт, но и вкушает, чувствует, воспринимает Благодать. Выстраивает свою обыденную жизнь по заповедям Господним. Тогда эта встреча с Богом, сопряженная с обретением свободы во Христе, неразрывно связанная с личной ответственностью за свою жизнь, по настоящему, не иллюзорно, вводит человека в Церковь и навсегда оставляет в Ней!

  Господь же наш Иисус Христос, «всем человеком хотяй спастись, и в разум истины прейти (1 Тим. 2, 4)», через апостола и евангелиста Иоанна Богослова взывает к нам: « Се Стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его.

Имеющий ухо да слышит….. (Откр. 3, 20-22)»! 

протоиерей Андрей.


Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse